В современном мире, где промышленное производство и автотранспорт стали неотъемлемой частью повседневной жизни, вопрос эффективной утилизации шин приобретает все большее значение. Отработанные покрышки представляют серьезный экологический вызов, требующий инновационных и устойчивых решений.
В этой статье расскажем, куда сдавать отработанные колеса, рассмотрим актуальные тенденции и перспективы в области утилизации, а также новейшие технологии, направленные на минимизацию отрицательного воздействия этого вида отходов на окружающую среду.
Содержание:
- Загрязнение и проблемы
- Юридическая база
- Куда сдавать
- Как перерабатывают
- Продукция переработки
- Заключение
Загрязнение и проблемы
Сложности в утилизации покрышек представляют серьезную экологическую проблему во многих странах. Вместе с тем как растет автомобильный парк, увеличивается и объем использованных шин, создавая необходимость в эффективных способах переработки.
Перечислим текущие проблемы:
- Большой объем отходов: автомобильные покрышки представляют собой значительный объем отходов. Они содержат вредные для окружающей среды продукты нефтепереработки;
- Загрязнение почвы и воды: при неправильной утилизации становятся источником загрязнения почвы и воды. Стойкие органические соединения и токсичные вещества высвобождаются при разложении резины, попадая в почву и водные источники;
- Пожары на местах хранения: складирование больших количеств отработанных покрышек опасно из-за риска возгорания. При таких пожарах выделяется масса вредных газов, что способно вызывать серьезные проблемы для здоровья людей;
- Неэффективная утилизация: во многих мировых регионах до сих пор отсутствуют эффективные системы переработки.
Для решения этих проблем необходимо продвигать экологичные технологии переработки, содействовать разработке более безопасных материалов для изготовления колес, а также внедрять строгие стандарты по утилизации.
Юридическая база
Утилизация покрышек в России регулируется законодательством, направленным на обеспечение экологической безопасности и управление отходами. Важными в этом вопросе нормативно-правовыми актами являются:
- Федеральный закон от 24.06.1998 No 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления": устанавливает общие принципы обращения с отходами, включая шины, и определяет ответственность за их утилизацию.
- Федеральный закон от 10.01.2002 No 7-ФЗ "Об охране окружающей среды": содержит положения, касающиеся обязанностей предприятий по обеспечению экологической безопасности и утилизации отходов.
Предприятия, занимающиеся утилизацией, должны соответствовать указанным нормативам, а нарушение законодательства в этой области повлечет за собой юридическую ответственность.
Поскольку покрышки не относятся к ТКО, их запрещается выбрасывать в бытовые контейнеры — это наказывается штрафом, как для физических, так и для юридических лиц.
Куда сдавать
Спрос на использованные шины в России не так велик, по сравнению с Европой или США, где за отработанные покрышки можно получить деньги.
Тем не менее, есть несколько экобезопасных способов:
- На перерабатывающий завод, который осуществляет прием старой резины. Организации не только берут на себя расходы по утилизации, но иногда даже платят владельцам, однако оплата символическая. При этом есть и требования: при сдаче покрышки должны быть чистыми, без масляных следов, и иметь первозданную форму и размеры.
- Перекупам. Этот вариант подойдет, если колеса в хорошем состоянии. В таком случае цена будет зависеть от количества покрышек (комплект продать проще), их марки, состояния и размера. Обычно сумма колеблется в пределах 1000–5000 рублей. Будьте готовы к тому, что после осмотра цена может быть переоценена в меньшую сторону.
- В шиномонтаж или автосервис. Нередко при сезонной смене колес сотрудники предлагают или бесплатно оставить старые шины, или доплатить символическую сумму за их утилизацию. Так вы сэкономите время и деньги на доставку шин до пункта приема. Кстати, некоторые шиномонтажи в случае сдачи старых шин не берут плату за установку новых, предлагают обслуживание без очереди или дают скидку.
- В бесплатные пункты приема. В нашей стране активно развивается экопрограмма по утилизации опасных отходов "Шина", в рамках которой создана сеть площадок по бесплатному приему колес. Также работает проект “ЭкоШинСоюз”, на сайте которого можно выбрать ближайший пункт и передать в него покрышки.
Как перерабатывают
Существует несколько инновационных методов и технологий, направленных на эффективную утилизацию:
- Пиролиз: метод включает в себя обработку покрышек при высокой температуре в отсутствие кислорода. В результате происходит разложение резины на твердые, жидкие и газообразные компоненты. Эти продукты могут быть использованы в различных промышленных процессах.
- Химическая переработка: применение химических методов для разложения резины на основные химические компоненты. Компоненты также могут быть применены для создания новых материалов или химических продуктов.
- Использование в строительстве: дробленные части шин применяются в строительных материалах, таких как асфальтовые смеси и резиновые плиты для покрытия.
- Энергетическое использование: сжигание шин для производства энергии. Осуществляется в тепловых электростанциях или цементных печах.
Комбинация этих методов может быть эффективной для сокращения негативного воздействия старых шин на окружающую среду.
Продукция переработки
Продукция, получаемая в результате переработки каучука, включает в себя разнообразные компоненты, каждый из которых находит применение в различных сферах промышленности:
- Резина мелкого помола (гранулированная): после измельчения старых шин получается материал, известный как гранулированная резина или резина мелкого помола. Этот продукт широко используется в асфальтовых смесях, улучшая их характеристики и увеличивая износостойкость. Также применяется при производстве резиновых покрытий для детских, спортивных площадок и других объектов.
- Топливо из отработанных шин (TDF): термическая переработка покрышек позволяет создавать специальное топливо (TDF). Оно используется в промышленных котлах и других энергетических установках. Применение TDF способствует уменьшению зависимости от традиционных видов топлива и снижает объемы отходов.
- Стальной корд: в процессе переработки шин удаляется резина, но остается стальной корд. Этот материал обладает высокой прочностью и повторно используется в производстве стальных изделий, таких как арматура, проволока и другие конструкционные элементы.
- Пиролизные масла: при применении метода пиролиза покрышки разлагаются под воздействием высоких температур без доступа воздуха, что приводит к образованию пиролизных масел. Эти масла применяются в химической промышленности в качестве сырьевых материалов или в энергетических процессах.
Заключение
Правильная утилизация шин играет ключевую роль в поддержании экобаланса и устойчивого развития. Этот процесс не только минимизирует негативное воздействие на окружающую среду, сокращая выбросы вредных веществ и предотвращая накопление отходов, но и способствует эффективному использованию ресурсов через рециклинг. Важно осознавать, что вклад каждого автовладельца имеет глобальное значение для сохранения природы и создания здоровой среды для будущих поколений.
Надеемся, что эта информация была полезна. Также рекомендуем ознакомиться со статьей нашего блога: “Что означает индекс скорости на шинах”.